Все о развитии ребенка: месяц пятый

Ребенок на пороге пятого месяца жизни: что нового принесет он в развитие и воспитание малыша? Родителям полезно заглянуть в ближайшее будущее. Следует принять во внимание, что уровень развития ребенка в начале и конце месяца не одинаков, он возрастает. Вот почему желательно ознакомиться с задачами, средствами воспитания и результатами возможного развития малыша на протяжении предстоящего микропериода его младенчества. В этом вам поможет предлагаемый педагогический экскурс.

Скажем сразу: на пятом месяце жизни акцентуацию в развитии малютки приобретает моторный компонент, т.е. формирование двигательной активности. К концу пятого месяца дитя научится делать самостоятельно повороты с живота на бок, а затем — на живот, сможет менять положение своего тела в пространстве. Это очень важно не только для физического, но и для психического развития.

Развитие ребенка. Пятый месяц жизниФото — фотобанк Лори

Продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук. Ребенок бойко «управляется» с игрушками-подвесками: захватывает, отталкивает, вновь притягивает, ловит и даже пытается их ощупывать. А это значит, что ребенок всеми доступными для него средствами «собирает» сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, дитя проделывает забавные «пируэты» ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Значит, при действиях руки, активизируются все мышцы еще маленького, но такого «умного» тельца.

Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся к пятому месяцу способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Например, мама протягивает малышу расписную хохломскую деревянную блестящую ложку: «На! Возьми!» Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее черенок свободным для захвата, и располагает предмет для перехватывания в удобном для ребенка положении. Малыш тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и захватывает ее за середину черенка. Так он будет поступать и с погремушками. Вот теперь понятно, почему детям пятого месяца жизни наряду с игрушками-подвесками рекомендуют погремушки. Они необходимы для развития активных самостоятельных действий.

С каждым днем движения руки малыша становятся более действенными. Он раскачивает игрушки, ударяет по ним, трясет, сталкивает их. Параллельно происходит познавание не только цвета и формы предмета (его видимых свойств, «лежащих на поверхности»), но и скрытых качеств — звука, динамики, массы.

Не случайно считается, что с пятого месяца жизни ребенок начинает «учиться» манипуляциям с предметами (ознакомительная игра). Именно поэтому малыш так ведет себя со всеми предметами, попадающими к нему в руки.

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных погремушек с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

В связи со сказанным выше становится понятным, как значительно на пятом месяце жизни обогащается эмоциональная жизнь ребенка. Что нового привносится этой линией развития?

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого (ухаживающего близкого человека), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека ребенок узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения. Малыш начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка — «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».

Но еще раз подчеркнем: главным на пятом месяце жизни малютки считается сенсомоторная двигательная активность. В начале месяца дитя лишь делает попытки к поворотам. Ребенку нелегко овладевать этим умением. Оно приходит к нему не сразу. В начале у него ничего не получается. Но постепенно вы видите, как ребенок высоко поднимает себя на предплечья, «укладывает себя» так, чтобы сделать свой первый самостоятельный «поворот». К концу пятого месяца малыши обычно уже умеют переворачиваться на живот. Переворачиваться с живота на спину ребенок начнет несколько позже, месяцам к шести. И вот что главное: сначала он переворачивается резким, быстрым движением, а вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.

Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное настроение и подготавливают его к ползанию.

Считаем необходимым обратить внимание родителей на то, что малыш на пятом месяце, овладевая движениями, никогда не должен оставаться на высоте в неограниченном бортами пространстве (на столе, софе, диване и пр.) без страховки взрослого, даже если вы знаете, что ваш ребенок еще не умеет переворачиваться. Он может выполнить поворот на бок или живот неожиданно для вас, когда вы на секунду отойдете. Малыш захочет посмотреть, например, куда вы исчезли, и сделает то, о чем вы мечтали, но в неподходящий для него и для вас момент.

Пятый месяц жизни ребенка требует от родителей большой собранности, вдумчивости и осознанности собственных действий. Лучше, чтобы малыш бодрствовал не в кроватке (ему там уже мало места для движений), а в манеже, т.е. в пространстве, огороженном со всех сторон.

Как видите, ребенок уже многое умеет к концу пятого месяца. Метаморфозы пятого месяца жизни постепенно выводят ребенка на новую «высоту». И все же подчеркнем: в начале пятого месяца убедитесь, что показатели развития четвертого месяца ребенком освоены, и только тогда переходите к новым задачам. Если малыш еще что-то не умеет, не расстраивайтесь, плавно продолжайте «работать» по программе прошедшего месяца. Если же дитя «сдал экзамен» на «хорошо» и «отлично», не останавливайтесь, у вас впереди еще много нового.

Показатели развития ребенка к концу 5-го месяца

Познавательное развитие

1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения.

2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого.

3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых, впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как «комплекс свойств» не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия — физического контакта.

Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого активные  исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет или игрушку, выявить их «скрытые» свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности.

Социальное развитие

1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.

2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, «откликается» на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.

3. «Гуление» часто сопровождает контакты взрослого с ребенком.
Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие

1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации.

2. Способен подражать «самому себе», слыша свой голос в магнитофонной записи.

3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого). Гуление начинает выступать как средство коммуникации.

Произведения малых фольклорных жанров (потешки, пестушки, песенки, присказки и т.п.) для маленьких эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

Моторное развитие

1. Ребенок может относительно долго лежать на животе, подняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Ребенок переворачивается со спины на живот.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Ребенка берут подмышки и опускают на твердую опору. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин.

4. Ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин., не роняет.

Пояснение:
С 4-го месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности, дифференцированное положение большого пальца. К 5-му месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Фото — фотобанк Лори

Добавить комментарий