«Двойка» за год – горькое, но полезное средство

Вот уже два года семейное образование не прекращает в чем-то радовать, а в чем-то и огорчать нашу семью. За это время мы привыкли к абсолютно разной реакции друзей и знакомых, узнающих о наших успехах и неудачах. В прошлой статье я рассказывала о непростом втором полугодии 7-го класса, в которое мы вступили, сегодня же поведаю вам, как оно закончилось и что ждет нас впереди.

Эксперименты на себе

Второе полугодие 7-го класса стало для нас особенным по ряду причин. В шутку мы начали называть его «экспериментальным». Первый эксперимент – это срок, отведенный нам на изучение предметов: в конце января наша дочь сдала последний экзамен первого полугодия, а в начале апреля у нее началась годовая аттестация. В общей сложности у нас было два месяца на освоение полугодового объема.

Многие, знающие нашу историю перехода на семейное образование с 6-го класса, и слышавшие о самом сложном предмете для нашей дочери – математике, конечно же, в первую очередь спрашивают о том, удалось ли нам справиться с алгеброй и геометрией в 7 классе и каковы наши успехи. Об этой дисциплине я расскажу отдельно, потому что нас также интересует вопрос: возможно ли нашей девочке освоить это? А пока я поведаю еще об одном эксперименте, который случился у нашей ученицы во втором полугодии 7-го класса.

Вторая «накладка» появилась у нас в связи с тем, что наши расходы стали расти и нам потребовался дополнительный заработок. Я решила получить новую профессию в сфере IT и поступила на курсы. С одной стороны, с возрастом мозгу сложнее усваивать новую информацию, с другой – участие в образовании дочери открыло мне «второе дыхание».

Разумеется, мои курсы требовали определенного времени, поэтому дочери вынужденно пришлось повышать свою ответственность и самостоятельность в освоении школьного материала. Это стало отличной платформой для того, чтобы ей почувствовать ритм, в котором она должна идти. Итоговые оценки помогли нашей дочери оценить свое старание, понять, где нужно изменить подход к учебе.

Как мы справлялись?

Осилить объем заданий при минимуме времени нам помогало четкое расписание, которое я сделала в начале второго полугодия. Я посчитала количество тем каждого предмета, распределила их по количеству учебных дней, нашла видеоуроки, написала все упражнения, которые нужно выполнить.

Мне понравилась такая практика: до этого я писала задания максимум на несколько дней вперед, и случалось, что из-за отсутствия написанного плана (если я не успевала подготовить его), дочь теряла время. В следующем учебном году мы решили продолжить составление полного графика занятий со всеми упражнениями, видеоуроками и т.п. Четкий план помогает ребенку полностью ориентироваться в ходе занятий, видеть объем поставленных задач, заранее настраиваться на занятия.

Также быстрее пройти многие предметы нам помогали видеоуроки. В силу того, что не вся информация одинаково успешно усваивается на слух, я решила оставить этот вид занятий для устных предметов.

Английский язык – особый предмет для дочери, она его любит, изучает углубленно и планирует дальше связать с ним свою профессиональную деятельность. На данный момент мы справляемся с этой дисциплиной благодаря репетитору, а также общению с носителями языка.

Наши казусы

Первые шаги, как правило, сопровождаются падениями: не без недостатков оказалось и наше первое полугодовое расписание. Буквально за два дня до сдачи экзамена по литературе моя дочь огорошила меня, сообщив о том, что за все время второго полугодия она ни разу не читала учебник по литературе. Разумеется, эта новость меня повергла в ужас: «Что теперь делать? Столько произведений не прочитать за два дня!» Не хотелось и ударить в грязь лицом перед учительницей литературы. Дочь всегда хорошо училась у нее, а теперь мы должны были показать полную неподготовленность.

Чтобы выяснить, что произошло, и почему моя девочка не прошла материал учебника, я заглянула в ее дневник с расписанием. Урок литературы стоял там, как положено, однако задания именно возле этого предмета я написать забыла. Мне хотелось творчески подойти к изучению, подыскать интересные материалы, поэтому я на время отложила заполнение расписания по литературе, в итоге она вылетела у меня из головы. Дочь же акцентировала свое внимание на списке заданий, упуская из виду пустую строку возле данного предмета.

Мы нашли выход из ситуации: пришлось прибегнуть к краткому содержанию всех произведений. В этом материале дается четкий расклад всех героев, их характеров, содержания каждой главы и главная мысль. Таким образом, мы провели еще один мини-эксперимент под названием «Второе полугодие за два дня» и приобрели опыт разрешения форс-мажора. Тест дочь написала на «4».

Еще одной неприятностью было повторение нашей прошлогодней истории с математикой. В первом полугодии дочери удалось сдать все без «хвостов», во втором же не получилось. Не смотря на то, что в большинстве предметов в 7-м классе наша ученица повысила свой балл, алгебру в конце года она провалила. Дочь перевели в 8 класс, но в сентябре у нее будет пересдача. Это горький, но полезный опыт для нас.

Чем может быть полезна двойка?

Мы, конечно же, можем оправдывать свою неудовлетворительную оценку разными доводами, но сейчас я хочу рассказать о пользе таких вот ситуаций для подростка.

Не перейди наша дочь на семейное обучение, никогда в ее годовом табеле не появилась бы двойка ни по одному предмету. И так было бы не потому, что она все предметы знает хорошо, а потому, что хорошие оценки в школе получать легче, количество оценок больше, а, следовательно, и итоговая никогда не выйдет двойкой.

Во втором полугодии мы попробовали включить практически полную самостоятельность в изучении предметов, в том числе и алгебры. Наша дочь знает, как она учила этот предмет, она отдает себе отчет в том, что не старалась вникать в него, поэтому большим плюсом явилось то, что за работу «спустя рукава» она получила не тройку и не четверку, а двойку. Мне было больно узнать об этой оценке, но я понимала, что это – личностный рост нашей ученицы, и это нужно пройти. Мы беседовали с дочерью, анализировали, делали выводы: что было не так в ее подходе, как нужно изучать этот предмет и что значит старание в любом деле.

Еще одна положительная сторона того, что все лето мы будем «дружить» с алгеброй, в том, что, как правило, за длинные каникулы школьники забывают сложные дисциплины и в сентябре приходят «нулевыми» по многим предметам.

Мы придумали систему «один пример каждый день». Это поможет дочери оставаться «в теме» и в то же время сильно не перегрузит ее. В 7-м классе один пример может содержать сразу несколько формул, поэтому даже такой минимум, если выполнять его добросовестно каждый день (уча формулы, добиваясь правильного решения), может стать более эффективным, нежели прохождение большого объема реже и без вникания в подробности.

Конечно же, я подключила контроль в изучении алгебры, сейчас дочь вникает в нее, что-то зубрит, оттачивает какие-то навыки. Подростку важно дать почувствовать, какие усилия он должен приложить для того, чтобы преодолеть возникшие трудности и достичь цели. Предметы, которые даются нашей дочери легко, не научат ее тому, чему научит алгебра. Главное – рядом мы, родители, чтобы помочь ей и направить ее.

Достижения прошедшего года на СО

Конечно же, самостоятельность, которая, хоть и не в полной мере, но далась нашей девочке, — это первое, что порадовало нас в минувшем году. Ответственность проявилась не только в том, что дочь без нашего контроля учила уроки.

Перед Новым годом она решила попробовать заработать свои первые деньги. В кружке по рукоделию она научилась мастерить фетровые сувениры, нашила большую рождественскую коллекцию и продала ее друзьям и знакомым.

Спустя некоторое время наша дочь решила дать объявление о занятиях английским языком с учениками начальных классов. Поскольку цена была поставлена символическая, откликнулось сразу несколько родителей. В конце учебного года дочери пришло сообщение от мамы одного ее ученика: «Наш сын сдал английский на пять. Большое спасибо!»

Ценным опытом для дочери является общение с учителями в школе. Она сама ходит на экзамены, ведет переговоры с преподавателями о пересдаче, если хочет получить по какому-то предмету выше балл, узнает все особенности аттестации и т.п. Учитывая застенчивый характер нашей девочки, для нее это хорошая подготовка к взрослой жизни.

Хочет ли дочь обратно в школу? Когда дело доходит до получения оценок – да. Она помнит, как просто в школе «держаться на плаву», и скучает по легкой жизни. Мы не ограничиваем ее в выборе, она делает его сама. Каждый раз, взвесив все «за» и «против» решает, что семейное образование – это тяжелый, но важный для ее дальнейшей жизни процесс.

Добавить комментарий